Адрес:
г. Воронеж ул. Изыскателей, 37 В
- Тел./факс:
- (473) 202-96-02
(473) 202-96-00
(473) 202-96-01
Автопарк включает в себя автомобили любой грузоподъёмности
Нажимая кнопку "Отправить", вы даете согласие наобработку персональных данных
23 апреля 2025
«Телефон молчит — что-то случилось»: как женщины руководят грузоперевозкамиЛогистика — одна из немногих сфер, где женщин почти столько же, сколько мужчин, хотя у последних пока еще выше и зарплаты, и должности. Forbes Woman поговорил с представительницами этой отрасли о том, какие качества помогают им в работе, что может помешать карьерному росту и каково это — постоянно прокладывать в голове маршруты и успокаивать нервничающих водителей.
Равенство в численности
«Я уже столько лет работаю в логистике, что у меня никогда не было ощущения, будто это не мое, «не женское дело», — говорит совладелица «Логистической транспортной компании» Анастасия Печенина. При этом признает: всю жизнь она трудится преимущественно в мужских коллективах. «С гендерными стереотипами я особо никогда не сталкивалась. Может, в начале карьерного пути и возникало недоверие со стороны мужчин, мол, «что она может решить?» Но так редко, что я уже и не помню», — говорит Анастасия. По ее наблюдениям, сегодня в логистике мужчин и женщин поровну. Исследование экспертов «Мосбиржи» 2025 года на данных эмитентов показало, что это так: женщины в этой сфере составляют 45% сотрудников. А вот по данным «Росстата» за 2023-й — только 33%. К этому можно добавить зарплатное неравенство: тот же «Росстат» указывает, что средняя начисленная зарплата женщин в сфере транспортировки и хранения дотягивает только до 73,2% от мужской. Например, средняя зарплата руководителя — 146 641 рублей, руководительницы — 95 406 рублей. Мужчин, как отмечает Печенина, на руководящих позициях больше. «Но все-таки для нас большой выбор и возможности, и это очень здорово, что все более-менее уравновешено. Ведь лучший результат достигается, когда есть баланс между мужчинами и женщинами», — подчеркивает она. В транспортно-логистической группе компаний «Дело» женщин около 42% — это порядка 4500 человек. Заместитель генерального директора по финансам и устойчивому развитию Елена Свирина вспоминает, что, когда она пришла в группу 13 лет назад, гендерный состав был примерно такой же. По ее наблюдениям, в последние пару лет в логистике кадровый голод, и женщин приглашают на самые разные позиции; на «доступ к профессии» скорее влияет не гендер, а место проживания. «У нас в команде есть наследственная железнодорожница — для таких людей даже не возникает мысли, кем быть по профессии. Есть единственная девушка в составе экипажа парома на Сахалине, несколько тальманов (специалистов, ответственных за учет груза при погрузке на судно. — Forbes Woman). Женщины меньше работают на управлении крановой техникой, хотя одна у нас в команде есть — потихоньку начинают и этому учиться», — рассказывает она. Впрочем, Елена Свирина признает: «Возможно, только когда женщины начинают расти и уже занимают более высокие позиции, они могут столкнуться с предубеждениями». Она вспоминает свой опыт перехода на руководящую должность. Начальники считали, что она еще не готова к повышению, что лучше «пусть у Лены будет руководитель-мужчина — более опытный по стажу и возрасту». А потом она привлекла финансирование на крупную сделку и «показала акционеру, что все-таки Лена может, она достойна»«О том, что логистика — больше мужская отрасль, я поняла, только когда уже начала работать. Правда, за столько лет я чаще общаюсь с женщинами. Они трудятся в основном менеджерами по транспорту, в сфере закупок и складов, полностью контролируют процесс доставки. Я сама удивляюсь, но для меня логистика имеет женское лицо», — говорит главный специалист по транспортной логистике компании «Тракт-Групп» Татьяна Свиридова. Знакомые удивляются, узнав, что она работает в сфере грузоперевозок. «Но в основном задают вопросы те, кто, как я раньше, не понимает суть логистики. Она ведь не только про то, что машина везет из пункта «А» в пункт «Б». Весь процесс очень глубокий», — поясняет Свиридова. «Человека ценят за его компетентность, а не пол. Единственное, в нашей сфере наблюдаю тенденцию: новый руководитель чаще всего приводит за собой свою команду — людей, с которыми ему комфортно работать. Если приходит мужчина, он, как правило, приводит с собой мужчин. Редко когда женщин. Наверное, это просто накопленный социальный багаж, который постепенно как-то меняется», — рассуждает Елена Свирина. Анастасия Печенина признается, что не всегда есть шанс получить поддержку и понимание со стороны коллег-мужчин. «Но я и не рассчитываю на это. Здесь либо работай эффективно и совершенствуйся, либо уходи! Как-то мой партнер сказал: «Вот дали мы вам — женщинам — права, и теперь расхлебываем». Есть в этом смысл», — считает Печенина.
Быстро выйти на хороший доход
Елену Свирину всегда увлекала математика. «В итоге по первому образованию я финансист. И это та область, которая сопровождает абсолютно любой бизнес», — рассказывает она. Карьеру Елена начинала в международной аудиторской компании, руководила там проверками крупнейших промышленных предприятий, затем ушла в транспортный холдинг, а в 2013 году устроилась в группу «Дело». Анастасия Печенина по образованию маркетолог, но после окончания института долго не могла найти работу. «По профессии вакансия не находилась, а зарабатывать уже хотелось. И вот я пошла в транспортную сферу — менеджером в отдел продаж, — говорит Анастасия. — Потом мой руководитель решил организовать свой бизнес и пригласил с собой. Я ушла со всей наработанной клиентской базой, и мы вместе поднимали ту компанию. Я с нуля организовывала отдел продаж, отдел логистики (в составе было около 30 водителей) и диспетчеризацию». Позже, уже в другой компании Печенина познакомилась с людьми, с которыми пять лет назад запустила собственный бизнес. Сейчас четыре равноправных партнера занимаются пассажирскими перевозками, логистикой, развивают тендерное направление. Анастасия отвечает за отдел продаж, бухгалтерию и персонал. Татьяна Свиридова в логистику пришла «по знакомству» — до этого была военнослужащей, служила в порту в Санкт-Петербурге. «В компании друзей был человек, который постоянно разговаривал по телефону о каких-то загрузках и выгрузках, перевозках. Я не понимала, о чем речь, и спросила из любопытства, чем он занимается. Знакомый ответил, что работает в логистике. На тот момент я даже слова такого не знала. Потом у нас с этим человеком начались отношения, и он многому научил — рассказал, как и что там делается, как правильнее координировать процессы», — вспоминает Татьяна. Когда позже в ее жизни начался сложный период — она осталась одна с ребенком в съемной квартире и без работы, — выбор пал на уже знакомую сферу: «Логистика дает возможность быстро выйти на хороший доход». Татьяна закончила профильные курсы и нашла работу, где выросла до руководителя логистического отдела. Даже решив в какой-то момент начать новую жизнь и переехав в другой город, она все равно осталась в профессии.
Мамочка для водителя
Хотя в сферу логистики женщины порой попадают окольными путями, именно здесь оказывается полезен их опыт. «Мы умеем и варить суп, и делать уроки с ребенком, и в магазине закупиться, еще и работать параллельно. У нас в голове все по полочкам разложено. Поэтому и маршрут в логистике мы лучше составим», — подтверждает Татьяна Свиридова. По наблюдениям Свиридовой, девушки более терпеливые и гибкие, умеют правильно прийти к решению вопроса: «Парни с большей вероятностью начинают нервничать: «Так не должно быть, должно быть вот так!» Не всегда получается по изначальному плану, ведь в логистике успех зависит далеко не только от твоих действий. Например: машина доставила груз и стоит на складе, ее не разгружают. Нужно выяснить, почему? А это много действий и звонков, параллельно успокаиваешь водителя, чтобы он не нервничал. Суета, и ее не все молодые люди выдерживают. Девочки как-то проще к такому относятся». Как объясняет Татьяна, именно по этой причине женщин охотнее берут на должность диспетчера: водителям часто нужна этакая мамочка-наставник, которая удаленно поможет найти въезд и место для разгрузки машины. «Все очень вежливо, внимательно и заботливо. Где-то охотнее выслушаем и проявим терпение, — подтверждает Анастасия Печенина. — Мы вообще как-то проще адаптируемся к разным чертам характера людей, умеем сглаживать конфликты и находить подходы. Для меня это особенно актуально, потому что я много работаю с персоналом».
«Постоянная движуха»
«Я сейчас могу свободно общаться с незнакомыми людьми. Раньше был барьер — разговаривать по телефону с незнакомцами, о чем-то договариваться, тем более что-то там предлагать или спрашивать. Сейчас это, естественно, очень просто дается. На стрессовые ситуации уже смотрю гораздо спокойнее», — говорит Татьяна Свиридова. Логистический бизнес иногда заставляет почувствовать собственное бессилие. «Цепочка людей, принимающих решение, длинная. Это немного выбивает из колеи, — рассказывает Свиридова. — Еще я не люблю периоды затишья с заказами. Раз в год многие производители встают на профилактику, падает объем работы, становится тихо и немного скучно». Но когда телефон разрывается от звонков, то она чувствует себя как рыба в воде: |
перейти в раздел Автоперевозки